Back to top
Инклюзивные занятия, Юнифайд - тренировки по плаванию
29 май 2025 - 14:45

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Липецкой области «Областная спортивно - адаптивная школа паралимпийского резерва» представляет имеющийся опыт в части организации и проведения инклюзивных занятий - Юнифайд - тренировки по плаванию, в которых объединяются обучающиеся с особенностями развития и нормотипичные спортсмены, тем самым существенно повышая их эффективность, а также постепенно формируя инклюзивное общество.

Слово «юнифайд» (unified) в переводе с английского означает «единый» или «объединенный».

При обучении плаванию тренер сталкивается с проблемой демонстрации выполняемых упражнений на воде. Все упражнения, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой обучения и которые, необходимо выполнять в воде, лишь имитируются тренером на бортике бассейна с сопроводительным объяснением, что существенно затрудняет процесс грамотного воспроизведения двигательных действий обучающимися.

Проблема крайне остро встает при обучении плаванию лиц с особенностями развития, которым очень сложно воспринимать словесные инструкции с имитационными действиями на суше, а потом трансформировать эти знания в умения на воде. В связи с этим на тренера ложится огромная нагрузка, особенно, если речь идет о групповой форме организации занятий. И, если в малом бассейне при начальном освоении с водой, тренер может посвятить одно из тренировочных занятий с собственным погружением в воду для объяснения сложных упражнений и коррекции грубых ошибок, то в большом бассейне это сделать будет невозможно из-за соблюдения правил техники безопасности. На помощь могут прийти юнифайд-партнеры, которые должны обладать сходными по уровню двигательными способностями.

Во-первых, после словесных объяснений и имитации упражнений на суше тренера будет сразу следовать демонстрация движений в воде, что существенно будет улучшать качество выполнения.

Во-вторых, юнифайд-партнеры могут скорректировать при физическом контакте в воде грубые ошибки при выполнении тех или иных упражнений.

В-третьих, взаимодействие в тренировочном процессе стимулирует атлетов с особенностями развития к достижению лучших результатов не только в спорте, но и в развитии многих качеств (физических, психологических, когнитивных и т.д.).

В-четвертых, присутствие на занятиях нормотипичных спортсменов значительно улучшает психоэмоциональный фон в коллективе.

В-пятых, в последнее время все чаще в программах турниров и соревнований по плаванию в рамках Специальной Олимпиады присутствуют инклюзивные старты с участием юнифайд-партнеров. Как правило, это эстафетное плавание, где, в зависимости от требований, могут в команде присутствовать один, два или три юнифайд-партнера. В команде спортсмены без нарушений в развитии выполняют роль - тьютеров, волонтеров и настоящих друзей для атлетов с особенностями развития.

Специалисты школы уверены: Юнифайд-спорт делает общество добрее и толерантнее. Спорт можно назвать мини-моделью обычной жизни: если ребенок слышит и понимает участников своей команды и соперников, то он это делает и за пределами тренировочного процесса.

Юнифайд – партнеры способствуют общению и взаимодействию между участниками тренировочного и соревновательного процессов, формируют дружеские связи и социальную поддержку, а так же социальную адаптацию и интеграцию в общество через инклюзию.